3020
16
Десятки олимпийских богов мы хорошо знаем по школьному курсу «История древнего мира», по книге «Мифы и легенды Древней Греции». А о славянских божествах, которых назвали язычными, которым поклонялись наши предки на Руси всего тысячу лет назад – мы практически не ведаем
Слово «язычество» происходит от славянского слова «языцы», то есть «народы», не принявшие христианство. Точных сведений о божествах и ритуалах древних славян немного: письменность появилась на Руси лишь в IX веке и распространилась далеко не сразу. Храмов под крышами у древних славян, скорее всего, не было, ритуалы проводились под открытым небом, на полянах, на так называемых капищах, где были установлены идолы. Реконструировать эти ритуалы сложно, но в этом помогают сохранившиеся до наших дней языческие обычаи.
Пантеон славянских божеств был многочисленным и сложным. Помимо огромного количества сверхъестественных существ низшего порядка (оборотни, упыри, духи и другие), славяне верили в высших богов, которые и управляли миром. Основное представление о главных языческих богах дает нам так называемый «Владимирский пантеон», составленный в 980 году. В «Лаврентьевской летописи» идет прямое перечисление некоторых богов: Перун, Хорс, Даждьбог, Стрибог, Симаргл, Мокошь.
Пантеон славянских божеств был многочисленным и сложным. Помимо огромного количества сверхъестественных существ низшего порядка (оборотни, упыри, духи и другие), славяне верили в высших богов, которые и управляли миром. Основное представление о главных языческих богах дает нам так называемый «Владимирский пантеон», составленный в 980 году. В «Лаврентьевской летописи» идет прямое перечисление некоторых богов: Перун, Хорс, Даждьбог, Стрибог, Симаргл, Мокошь.
Перун – бог неба
В дохристианской Руси почитался как высший бог. Культ Перуна восходит к общеиндоевропейскому почитанию бога-громовержца. По воззрению славян, Перун в теплые дни весны являлся со своими молниями, оплодотворял землю дождями и выводил из-за рассеянных туч ясное солнце. Его творческой силой пробуждалась природа к жизни. Производитель, творец, он как бы вновь созидал мир. Но Перун – также божество грозное и карающее, которое возбуждает страх и трепет. На Руси Перуна представляли в виде немолодого мужа: по сообщению летописей, волосы его деревянного идола в Киеве была серебряными (седина), а усы – золотыми. Борода громовержца у всех индоевропейских наций играла какую-то особую роль.
Главным оружием Перуна были камни и стрелы (олицетворения молний), палица, плеть, а также топоры. В образе всадника на коне или на колеснице Перун поражает своим оружием змеевидного врага, в поздних текстах – сказочный Зми-улан. Тот прячется от Перуна вначале в дереве, потом – в камне, человеке, животных, воде. После победы Перуна над врагом освобождаются воды, в других вариантах мифа – женщина, похищенная противником Перуна, – Мокошь, и проливается дождь.
Миф о Перуне олицетворял нисхождение грома, грозы, плодородного дождя. Этому мифу соответствуют общеславянские ритуалы, связанные с культом Перуна и имеющие целью вызывание дождя. Наиболее распространённым из них было обливание водой женщин - жертв Перуну. По летописным сообщениям, Перуну также приносились в жертву животные, дети и пленники. Относимые к Перуну мифы и ритуалы часто связывались с дубами и дубовыми рощами, а также с возвышенностями, на которых в древности ставили идолы этого бога и его святилища. У таких дубов произносились торжественные клятвы.
Во время крещения киевлян, святой князь Владимир, прежде высоко чтивший Перуна, приказал привязать его идола к хвосту лошади и «влещи с горы по Боричеву на Ручей» в Днепр, приставив двенадцать мужчин бить поверженного кумира жезлами. Народ при виде этого плакал. На Перуновом холме Владимир воздвиг церковь.
В дохристианской Руси почитался как высший бог. Культ Перуна восходит к общеиндоевропейскому почитанию бога-громовержца. По воззрению славян, Перун в теплые дни весны являлся со своими молниями, оплодотворял землю дождями и выводил из-за рассеянных туч ясное солнце. Его творческой силой пробуждалась природа к жизни. Производитель, творец, он как бы вновь созидал мир. Но Перун – также божество грозное и карающее, которое возбуждает страх и трепет. На Руси Перуна представляли в виде немолодого мужа: по сообщению летописей, волосы его деревянного идола в Киеве была серебряными (седина), а усы – золотыми. Борода громовержца у всех индоевропейских наций играла какую-то особую роль.
Главным оружием Перуна были камни и стрелы (олицетворения молний), палица, плеть, а также топоры. В образе всадника на коне или на колеснице Перун поражает своим оружием змеевидного врага, в поздних текстах – сказочный Зми-улан. Тот прячется от Перуна вначале в дереве, потом – в камне, человеке, животных, воде. После победы Перуна над врагом освобождаются воды, в других вариантах мифа – женщина, похищенная противником Перуна, – Мокошь, и проливается дождь.
Миф о Перуне олицетворял нисхождение грома, грозы, плодородного дождя. Этому мифу соответствуют общеславянские ритуалы, связанные с культом Перуна и имеющие целью вызывание дождя. Наиболее распространённым из них было обливание водой женщин - жертв Перуну. По летописным сообщениям, Перуну также приносились в жертву животные, дети и пленники. Относимые к Перуну мифы и ритуалы часто связывались с дубами и дубовыми рощами, а также с возвышенностями, на которых в древности ставили идолы этого бога и его святилища. У таких дубов произносились торжественные клятвы.
Во время крещения киевлян, святой князь Владимир, прежде высоко чтивший Перуна, приказал привязать его идола к хвосту лошади и «влещи с горы по Боричеву на Ручей» в Днепр, приставив двенадцать мужчин бить поверженного кумира жезлами. Народ при виде этого плакал. На Перуновом холме Владимир воздвиг церковь.
×
Мать-сыра́ земля́ – богиня земли
Земля, по общеславянской традиции, является символом материнства и женского начала. Принимая в себя семена, Земля беременеет и дает новый урожай. Земля считалась матерью всех живых существ и растений, средоточием плодородия. Противопоставлялась Перуну, персонифицированному Небу (богу-Громовержцу). Архаические представления о небе и земле как супружеской паре сохранились в польском фольклоре. По болгарским представлениям, месяц является сыном неба и земли. В русском фольклоре выражение «Мать — сыра земля» обозначает прежде всего землю, оплодотворенную небесной влагой и готовую родить. Ее дети – русский пахарь-богатырь Микула Селянинович и все живые существа.
Земля, по общеславянской традиции, является символом материнства и женского начала. Принимая в себя семена, Земля беременеет и дает новый урожай. Земля считалась матерью всех живых существ и растений, средоточием плодородия. Противопоставлялась Перуну, персонифицированному Небу (богу-Громовержцу). Архаические представления о небе и земле как супружеской паре сохранились в польском фольклоре. По болгарским представлениям, месяц является сыном неба и земли. В русском фольклоре выражение «Мать — сыра земля» обозначает прежде всего землю, оплодотворенную небесной влагой и готовую родить. Ее дети – русский пахарь-богатырь Микула Селянинович и все живые существа.
Сварог – бог небесного огня и владыка мира
Один из самых высших богов славяно-языческого пантеона. Сварога почитают, как бога неба и творца Земли. Сварог также считается покровителем воинов и оружия. Является богом-кузнецом, который научил людей ковать изделия из металла. Любая кузница уже сама по себе является капищем Сварога, а наковальня и молот - символами Сварога. Сварог является покровителем свадеб, которые заключаются между людьми. Он является отцом нескольких богов Сварожичей, самым главным из которых является бог солнца Даждьбог.
Один из самых высших богов славяно-языческого пантеона. Сварога почитают, как бога неба и творца Земли. Сварог также считается покровителем воинов и оружия. Является богом-кузнецом, который научил людей ковать изделия из металла. Любая кузница уже сама по себе является капищем Сварога, а наковальня и молот - символами Сварога. Сварог является покровителем свадеб, которые заключаются между людьми. Он является отцом нескольких богов Сварожичей, самым главным из которых является бог солнца Даждьбог.
Дажьдбог - бог солнца и дождя
Сын Сварога, божество, связанное с солнцем, покровитель, щедрый податель благ людям. Дажьбог ниспосылает с неба тепло и следит за сменой времён года, отправляя соловушку замыкать зиму и отмыкать лето.
Сын Сварога, божество, связанное с солнцем, покровитель, щедрый податель благ людям. Дажьбог ниспосылает с неба тепло и следит за сменой времён года, отправляя соловушку замыкать зиму и отмыкать лето.
Хорс – бог луны
Хорса считали богом солнца южных племен, в частности торков, где еще в X веке было сильным скифско-аланское влияние. Имя Хорса выводится из персидского языка, где корш (коршид) обозначает «солнце». Однако олицетворение Хорса с солнцем было оспорено некоторыми учеными. Евгений Аничков писал о том, что Хорс - не бог солнца, а бог месяца, луны. Этот вывод он сделал на основании текста «Слово о полку Игореве». Великим Хорсом, по мнению Аничкова, было не солнце, а месяц, которому также поклонялись восточные славяне.
Хорса считали богом солнца южных племен, в частности торков, где еще в X веке было сильным скифско-аланское влияние. Имя Хорса выводится из персидского языка, где корш (коршид) обозначает «солнце». Однако олицетворение Хорса с солнцем было оспорено некоторыми учеными. Евгений Аничков писал о том, что Хорс - не бог солнца, а бог месяца, луны. Этот вывод он сделал на основании текста «Слово о полку Игореве». Великим Хорсом, по мнению Аничкова, было не солнце, а месяц, которому также поклонялись восточные славяне.
Симаргл – бог растений
Среди перечисленных в летописи богов, идолы которых стояли на Старокиевской горе, не совсем ясна сущность Симаргла. Некоторые исследователи сопоставляют Симаргла с иранским божеством Симургом (Сенмурв), священным крылатым псом, хранителем растений
Среди перечисленных в летописи богов, идолы которых стояли на Старокиевской горе, не совсем ясна сущность Симаргла. Некоторые исследователи сопоставляют Симаргла с иранским божеством Симургом (Сенмурв), священным крылатым псом, хранителем растений
Мокошь – богиня воды и плодородия
Она по разным источникам почиталась как богиня воды. Богиня, представлявшаяся в виде женщины с большой головой и длинными руками, которая прядёт по ночам в избе. Имя «Мокошь» связывают с общеславянским словом «мокнуть», как богиня плодородия, рождаемости. В более бытовом смысле Мокошь также была богиней овцеводства, ткачества и женского хозяйства. Мокошь еще долго почитали после 988 года. На это указывает хотя бы один из вопросников XVI века; церковник на исповеди обязан был спрашивать женщину: «Не ходила ли еси к Мокоше?». Богине Мокоше приносились в жертву снопы льна и вышитые полотенца.
Она по разным источникам почиталась как богиня воды. Богиня, представлявшаяся в виде женщины с большой головой и длинными руками, которая прядёт по ночам в избе. Имя «Мокошь» связывают с общеславянским словом «мокнуть», как богиня плодородия, рождаемости. В более бытовом смысле Мокошь также была богиней овцеводства, ткачества и женского хозяйства. Мокошь еще долго почитали после 988 года. На это указывает хотя бы один из вопросников XVI века; церковник на исповеди обязан был спрашивать женщину: «Не ходила ли еси к Мокоше?». Богине Мокоше приносились в жертву снопы льна и вышитые полотенца.
Марена – богиня смерти
Была почитаемой у западных славян как богиня смерти. С наступлением весны соломенное чучело Марены топили, разрывали или сжигали, что должно было обеспечить урожай. В славянской мифологии Морана, Маара, Морена - могучее и грозное божество, богиня Зимы и Смерти.
Была почитаемой у западных славян как богиня смерти. С наступлением весны соломенное чучело Марены топили, разрывали или сжигали, что должно было обеспечить урожай. В славянской мифологии Морана, Маара, Морена - могучее и грозное божество, богиня Зимы и Смерти.
Велес – бог скота и богатства
Отношения Перуна и Велеса восходят к древнейшему индоевропейскому мифу о поединке Бога Грозы со Змеем; в восточнославянской реализации этого мифа «поединок Бога-Громовержца с его противником происходит из-за обладания окотом». Велес или Волос выступает в русских летописях обычно как как «скотий бог». В Древней Руси, особенно на Севере, культ Волоса был весьма значимым. В Новгороде память о языческом Волосе сохранилась в устойчивом наименовании Волосовой улицы. Существовало капище Волоса и в Киеве, внизу на Подоле y торговых пристаней Почайны. Можно считать Велеса богом «более широкой части населения», «богом новгородских словен».
Отношения Перуна и Велеса восходят к древнейшему индоевропейскому мифу о поединке Бога Грозы со Змеем; в восточнославянской реализации этого мифа «поединок Бога-Громовержца с его противником происходит из-за обладания окотом». Велес или Волос выступает в русских летописях обычно как как «скотий бог». В Древней Руси, особенно на Севере, культ Волоса был весьма значимым. В Новгороде память о языческом Волосе сохранилась в устойчивом наименовании Волосовой улицы. Существовало капище Волоса и в Киеве, внизу на Подоле y торговых пристаней Почайны. Можно считать Велеса богом «более широкой части населения», «богом новгородских словен».
Низшие божества
При достаточно небольшом пантеоне высших богов в Древней Руси была многогранная низшая сфера мифологии, что нехарактерно для большинства языческих религий. Одни низшие существа олицетворяли природу и природные явления: леший, водяной, полевой. Другие были связаны с домом и хозяйством: домовой, банник. Третьи наделялись демоническими свойствами: ведьмы, вештицы, моры, колдуны, чернокнижники, черти, бесы.
Главной ведьмой в языческой мифологии славян была Баба Яга, неизменными атрибутами которой являлись избушка на курьих ножках, костяная нога, ступа и помело. Баба Яга олицетворяла неупокоившуюся душу, ей приносили кровавые жертвы, чтобы задобрить колдунью. Своего рода «мужским двойником» Бабы Яги было Лихо Одноглазое.
Заметную роль в славянской мифологии играли и русалки. Считалось, что это утопленницы, способные заманить человека в реку или в болото и защекотать до смерти. Богинки – это умершие при родах женщины, охотящиеся на рожениц и похищающие или подменяющие младенцев. Кикиморы - живущие за печкой или сараем и вредящие домочадцам.
При достаточно небольшом пантеоне высших богов в Древней Руси была многогранная низшая сфера мифологии, что нехарактерно для большинства языческих религий. Одни низшие существа олицетворяли природу и природные явления: леший, водяной, полевой. Другие были связаны с домом и хозяйством: домовой, банник. Третьи наделялись демоническими свойствами: ведьмы, вештицы, моры, колдуны, чернокнижники, черти, бесы.
Главной ведьмой в языческой мифологии славян была Баба Яга, неизменными атрибутами которой являлись избушка на курьих ножках, костяная нога, ступа и помело. Баба Яга олицетворяла неупокоившуюся душу, ей приносили кровавые жертвы, чтобы задобрить колдунью. Своего рода «мужским двойником» Бабы Яги было Лихо Одноглазое.
Заметную роль в славянской мифологии играли и русалки. Считалось, что это утопленницы, способные заманить человека в реку или в болото и защекотать до смерти. Богинки – это умершие при родах женщины, охотящиеся на рожениц и похищающие или подменяющие младенцев. Кикиморы - живущие за печкой или сараем и вредящие домочадцам.
Комментарий МП:
Почему так легко Правители всех стран Европы переобувались, отвергая прежних кумиров, шли в христианство, крестили огнем и мечом свое народонаселение? Что их влекло?
Они были умны. Смирение и покорность, непротивление злу насилием, рабы божьи: какая все же удобная идеология для Властителей…
Почему так легко Правители всех стран Европы переобувались, отвергая прежних кумиров, шли в христианство, крестили огнем и мечом свое народонаселение? Что их влекло?
Они были умны. Смирение и покорность, непротивление злу насилием, рабы божьи: какая все же удобная идеология для Властителей…
Ссылки по теме:
- Какие волшебные предметы из русских народных сказок уже есть в нашем мире
- 9 родственников Змея Горыныча
- Тёмное прошлое кота Баюна
- Миф о правах потребителей: в заведениях общепита вам обязаны бесплатно подать стакан воды
- 11 живучих заблуждений и мифов
Новости партнёров
реклама
Греко-римская дожила потому, что античные Греция и Рим были "передовиками цивилизации" с гигантским просто количеством текстов, статуй, мозаик и прочего. Соответственно, небольшая часть этого всего добра до нас дожила и позволила восстановить.
Скандинавскую мифологию спасло то, что католичество к ним пришло довольно поздно и уже цивилизационно зрелым - грамотные монахи фиксировали в том числе и легенды местные (подозреваю, в основном для того, чтобы уметь оппонировать в спорах местным жрецам, для знания материала) и эти записи до нашего времени дожили.
У славян массовой письменности не было, основной материал построек - недолговечное дерево (потому что дофига его тут). Ну и работа с текстами в православии всегда уступала католикам.
А все эти фэнтезийные изыскания современные - смешны просто.
Как и поклонения пенькам.
До 9 века у славян не было своей письменности, чтобы зафиксировать свою мифологию. Позже грамотность приватизировали греческие попы и иноки, используя её исключительно для целей пропаганды православия.
Живых же носителей старославянской культуры, волхвов, качественно утилизировали ещё ранние Рюриковичи по наущению христианских священнослужителей.
Существующие скудные крохи знаний свидетельствуют о том, что на Руси до Владимира Крестителя не существовало единой общеславянской системы верований. Похоже, в каждом славянском селении (а возможно и в каждом доме) были свои духи/боги со своими уникальными функциями.
PS И кстати откуда они начали продвигаться на восток? В Европе же жили не один век до этого и все это время тоже без письменности?
Местные на тот момент - это финноугорские народы, у которых письменности даже близко не было, как и городской культуры даже минимальной - жили в лесах мелкими племенами.
В Европе (западной в смысле) славяне сроду не жили. В Западной Европе в тот момент разваливалась Римская Империя - и на ее обломках как раз славяно-германские народы и селились. Предки восточных славян (русские, украинцы, белорусы) до Римской Империи не дошли, заселив земли восточнее от нее (условно - от Украины до Волги).
Какая-то руническая письменность, может быть, и была, но сколь-нибудь массово, видимо, не применялась - и, соответственно, до нас не дошла.
Ремесленные навыки веками передавались безо всяких записей от мастера к ученику - и позволяли и украшения и оружие делать. Грамотных ремесленников до нового времени почитай и не было. В той же Европе грамотными были в основном монахи, да и на Руси после крещения - тоже.
Автор, ты если хочешь высказать, что либо то пиши больше или не пиши нечего.
К примеру Велес...
Велес бог трех миров яви-нави-прави, он спокойно перемещается между мирами, у остальных богов нет такой возможности. При этом он в нави родоначальник всего зла, Чернобог это ипостаси Велеса в мире нави. В мире яви он идет после Рода на одном уровне всех первых богов. При этом, в первоначальном виде мир был статичен и Велес придал ему движение. И это только малая часть.
Но что самое смешное, Велес помог людям в сложной ситуации найти заблудившийся скот. И вуаля Велес скотий бог.
От недосказанности или неверного перевода страдает суть.
Это как с яблоком, что съела Ева. Изначально про яблоко и слова не было, был разговор за плод. Но почему бы плод не назвать яблоком...
Это всё что достаточно знать о "дажбогомакошах" и прочем уродливо и целенаправленно искажаемом "родноверии".
Методолгоия едина: Опять "боги", "молились" и т.д. ЧУШЬ.
Ведический образ жизни базировался на жизни по совести внутри общины - мира + базисных знаний об окружающем мире: Громовники, Трепетники и Травники.
"Молиться" при этом никому не нужно.
Для баранов, засомневавшихся в здравом смысле трёх основных ветвей одной и той же авраамической теории, придумали наспех "язычество".
Жили в лесу молились колесу.....
Только чё-та испанскиц канкестадор Герман (для баранов - "родной казак Ермак") встретил у вогуличей развитые каменнве города, а не колесо в лесу....
Впрочем, верьте во что хотите. Уже ведь баранв в наколках "коловратов". Не стереть.
-а я писал что других таких нет? Только это не делает россказни попов и жрецов правдой. Не делает какого-то сраного мужика в платье моим батюшкой(одна из самых дебильных идей-называть какого-то там левого х"я отцом).И не делает святыми этих педофилов. Как, впрочим и других "святых",прочитав жизнеописание которых понимаешь,что любой пьяный слесарь часто святее этих мразей на порядок.
Увешанных всевозможными перьями, амулетами, емкостями с порошками, костями, являющимися для глупых потребителей магических услуг непременными атрибутами религиозного культа.
Мне вот интересно, хохочут ли попы после литургий, разглядывая друг на друге все эти архаичные митры, посохи, туники да облачения, когда после проведенного религиозного косплея они снимают этот допотопный реквизит до следующего спектакля, надевают модную одежду, садясь в самые новые иномарки, и едут кутить с женщинами легкого поведения
- вернутся Божественные и жизненные пропорции,
- русичи снова станут красивыми и будут жить 300 лет,
- нам не нужна будет армия - наша одежда будет защитой от любого оружия,
- наши колесницы без подзарядки смогут проезжать до 1000 верст
С чего вы взяли, что у славян не было живописи, скульптуры и архитектуры? То что до нас почти ничего не дошло вовсе не значит, что
этого не было.