В 1989 году СССР переживал не самые лучшие времена. Перестройка закончилась, разрушив все, но ничего так и не построив. Почти все отрасли хозяйства лежали в руинах, а на полках магазинов было пусто. Несмотря на это, киностудия имени Довженко, совместно с чехословацкими кинематографистами, смогла снять фильм. «Подземелье ведьм» — смесь фантастики, фэнтези и эротики, стал настоящим событием для любителей кино.
Кинокартина, снятая в 1989 году двумя странами, которых сейчас нет на карте, стал «нашим ответом Голливуду». В конце 80-х страну захлестнула мода на видеосалоны. На голову неизбалованных советских граждан обрушилась лавина боевиков, фантастики и эротики. Можно сказать, что «Подземелье ведьм» был откровенно слабым фильмом, на фоне американских "шедевров". Но не стоит забывать, что это был «первый блин», увы, ставший и последним.
Автором сценария «Подземелья ведьм» стал советский фантаст Кир Булычев. По его произведениям уже были сняты сериалы «Гостья из будущего», фильмы «Через тернии к звездам», «Лиловый шар» и мультфильм «Тайна третьей планеты». К сожалению, Булычев был, в первую очередь, детским писателем. Поэтому первое советское фэнтези вышло немного сказочным и несерьезным.
Создатели фильма смело экспериментировали и, не стесняясь, заимствовали у западных коллег все, что понравилось. В картине заметно влияние «Звездных войн», «Конана-варвара» и других киношедевров. Сюжетная линия же напоминала роман «Трудно быть богом» братьев Стругацких.
Как и положено советским фильмам, «Подземелье ведьм» имело мораль. Она предостерегала от попыток принести цивилизацию отсталым народам, минуя естественный прогресс (привет построению социализма в Средней Азии и на Кавказе). Раздача современного оружия дикарям никогда не приведет ни к чему хорошему, с какой бы целью это не делалось.
Актерский состав фильмы был великолепным. В главной роли снялся Сергей Жигунов, бывший на пике популярности после мини-сериала «Гардемарины, вперед!». Главного отрицательного персонажа сыграл другой секс-символ перестроечного кино — Дмитрий Певцов. Актеру, игравшему всегда положительные роли, удалось неплохо воплотить образ коварного и подлого предводителя дикого племени.
В фильме есть и актеры «старой школы», такие, как Николай Караченцов. К сожалению, для того чтобы показать свой талант, актеру просто не хватило времени. Его герой — эпизодический и в сценарии его очень мало. Главный женский персонаж воплотила на экране Марина Левтова — она сыграла дочь вождя. С актрисой в фильме есть даже несколько эротических моментов.
Можно сказать, что с таким актерским составом снять откровенно плохой фильм не получится. Так и вышло. Хотя сейчас «Подземелье ведьм» регулярно попадает в хит-парады перестроечной «клюквы», для своего времени фильм был неплохим. Не помешало даже то, что он стал первым полнометражным в творчестве режиссера Юрия Морозова.
В конце 80-х у кинематографистов не было возможности выезжать для съемок за рубеж. Да и не было необходимости. Все инопланетные локации легко нашли в Крыму — в его степной и горной зонах. Костюмы героев и декорации выполнены неплохо, хотя и сильно уступают зарубежным. Спецэффекты в картине ограничиваются работой каскадеров, которые в очередной раз не подвели. Действо получилось зрелищное, хотя и довольно наивное.
В «Подземелье ведьм» буквально всюду видна нехватка бюджета. В первую очередь это бросается в глаза из-за обилия прекрасных крымских пейзажей — это время можно было бы занять более интересными кадрами. Операторская работа тоже уступает американской школе, не исключено, что из-за возможностей аппаратуры.
Фильм «Подземелье ведьм» вышел неоднозначным. Хороший сюжет, отличный актерский состав и зрелищные трюки, контрастировали со слабой технической частью. Но больше всего раздражает в этой картине попытка авторов объять необъятное — ухватившись за разные жанры и подражая признанной классике фантастики.
Но для 1989 года «Подземелье ведьм» было настоящим прорывом и зрители приняли фильм благосклонно, несмотря на серьезную голливудскую конкуренцию. Сейчас посмотреть его стоит хотя бы потому, что это отличный пример постперестроечного кинематографа, со всеми его плюсами и минусами.
Источник:
Пацаны у спекулянтов эти плакаты раскупали как горячие пирожки.
Помню у одного в качалке висел такой с метр высотой.
А точно Довженко?..
---
Стал настоящим разочарованием.
_______
"...стал «нашим ответом Голливуду»."
---
Эта дебильная фраза появилась позже. Когда появилась необходимость кому-то отвечать из-за навязанного комплекса неполноценности. А тогда это просто был очередной и далеко не самый удачный фантастический фильм. Кстати, для детей. Поэтому там никакой эротики не было... Ну, может быть, для "дрочливых" подростков. Они всякое умеют фантазировать.
_______
"Но не стоит забывать, что это был «первый блин», увы, ставший и последним"
---
Какой "первый блин"?! Автор, ты что бредишь?!! Скорее последний. До "подземелья" была снята куча отличных фильмов, на голову выше этого.
_______
"...советское фэнтези..."
---
Какое, в жопу" фэнтези?! Это типичный фантастический фильм. Более развитая цивилизация, в данном случае земная, помогает "добрым" но диким инопланетянам.
_______
"В конце 80-х у кинематографистов не было возможности выезжать для съемок за рубеж."
---
Да как же вы зае-бали со своими "не было возможности". А другие фильмы как? Их куча снята за рубежом! Выучили, ля, эту мантру о бедных невыездных артистах и талдычите её, как религиозный фанатик молитвы.
_______
"Создатели фильма смело экспериментировали и, не стесняясь, заимствовали у западных коллег все, что понравилось. "
---
.............
Всё. Дальше этот опус я даже комментировать не буду. Идиотизм на идиотизме через предложение.
ВЫВОД: Автор и копипастер нихрена не знают о том, о чём пытаются писать, ничего не смотрели, нифига не понимают и по жизни тупые особи. Так как такой бред можно написать и перепостить либо по заказу, либо по собственной тупости. Так как смысла, заказывать столь тупую статью о малозначимом советском кинематографе фильме, я не вижу, то выбираю второй вариант.
Если уж подобный сюжет искать - это скорее третье путешествие Ясона от Гаррисона (которое "Конные варвары").
"Ты плохо нюхаешь и громко ходишь."